Выставка "Dixit Algorizmi"

Центр современного искусства в Ташкенте (CCAT), который находится при Фонде развития искусства и культуры Министерства культуры Узбекистана, представляет свою выставку Dixit Algorizmi,исследуя основополагающее творчество узбекского эрудита девятого века Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми. Выставка, курируемая Джозефом Гримой и совместно с Шейдой Гомаши и Камило Оливейрой, открывается 5 октября и раскрывает влияние работы аль-Хорезми на сегодняшнее технологическое ускорение.

Dixit Algorizmi сосредотачивается на находках аль-Хорезми, подробно описанных в его книге «Китаб аль-Джабр ва-аль-мукабала»; латинский перевод книги породил слово «алгоритм». По словам куратора Джозефа Гримы, «алгоритм формирует все возможные взаимодействия в современной культуре через приложения на наших смартфонах. Мы знаем это слово, но не понимаем его. Выставка прослеживает свое происхождение и влияние, которое она оказала на общества, от древних до современных времен». Технологии, которые мы считаем современными, такие как искусственный интеллект, опираются на основные принципы, теоретизированные аль-Хорезми.

Саида Мирзиёева, заместитель председателя Фонда развития искусства и культуры, утверждает: «Аль-Хорезми оставил миру целую науку. В Dixit Algorizmi мы исследуем, как технологии, которые мы считаем принципиально новыми, основаны на идеях, далеких во времени».  Исполнительный директор Гаянэ Умерова далее комментирует: «Ученый и его работы становятся центральной темой, размышляющей о культурном и научном симбиозе, в то время как художники переносят историческую идентичность современных технологий в визуальное восприятие. Благодаря многогранному сотрудничеству между международными и узбекскими художниками Dixit Algorizmi раскрывает связь тысячелетней истории с миром, который мы видим сегодня».

Выставка отдает дань уважения ученому и его истории, связывая ее с несколькими областями. Работы международных концептуальных и визуальных художников тематически связаны с тремя различными темами, каждая из которых дает свежий взгляд на тезис выставки: Первая тема исследует понятие портрета и изображение аль-Хорезми сегодня, без достоверной исторической и биографической информации. Полученные работы представляют собой серию совместных работ между международными художниками и узбекскими мастерами.

Вторая тема связана с тем, как идеи, впервые сформулированные аль-Хорезми, изменили нашу способность взаимодействовать друг с другом с помощью технологий. Избранные художники, чьи работы исследуют влияние инноваций на современную жизнь, представляют отдельные работы.

Третья тема представляет собой переосмысление нашего понимания алгоритмов. На выставке представлены тексты и диаграммы в виде плакатов, предоставленных международными авторами, чья работа исследует связь между повседневной жизнью и историей науки и техники.

Избранные художники, Чарли Тапп, Элиза Джардина Папа, Джеймс Бридл, Навин Г.Хан Доссос, Нил Белуфа, Саодат Исмаилова и Space Caviar, были приглашены взглянуть на традицию ремесла как часть культурной истории Узбекистана. «Искусство, дизайн и технология переплетаются, повторяя идею о том, что ремесла, как и алгоритмы, представляют собой серию шагов, которые накапливаются, чтобы сформировать определенный результат», — утверждает сокуратор Камило Оливейра. Сокуратор Шейда Гомащи цитирует:«Dixit Algorizmi приглашает нас открыть свежий взгляд на источник технологических и философских инноваций, которые привели цивилизацию к точке, где она находится сегодня».

В тандеме с выставкой, которая установлена в бывшем силовом здании CCAT, будут проходить различные живые и цифровые мероприятия, беседы с художниками и экспертами, а также кинопоказы и дискуссии, которые еще больше углубляются в тему выставки. Существует также каталог выставки, разработанный Studio Folder, принимающий форму ящика для любопытства, который включает в себя вклады открытого призыва к мыслителям, художникам, философам о том, как они интерпретируют влияние аль-Хорезми на современный мир.