В Ташкенте открывается первый в Узбекистане Центр современного искусства

В 2020 году в Ташкенте откроется первый в стране Центр современного искусства, учредителем которого выступил Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан. Активная деятельность новой институции начнется уже весной 2019 года: 12 апреля в здании будущего центра откроется персональная выставка узбекского режиссера и видеохудожника Саодат Исмаиловой Qo'rg'on chiroq («Свет на холме»), а 16 и 17 апреля на сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои Саодат Исмаилова представит свой спектакль «Qyrq Qyz» («Сорок девушек») — посвящение девам-воительницам, героиням древнего каракалпакского эпоса.

Гаянэ Умерова, заместитель исполнительного директора Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан: «Проект Центра современного искусства, основанный на коллективной работе и совмещении различных художественных практик, прежде всего имеет для нас методологическую ценность. Перед фондом стоит задача создать культурную институцию нового типа. Мы изначально ориентируемся на междисциплинарность, в рамках которой планируем объединить практики в области современного искусства, кино, образовательные инициативы, экспериментальные театральные постановки и современную хореографию с новыми для нас институциональными формами — лабораторией мультимедиа, арт-резиденцией и детскими воркшопами, которые заложат основу нашего ориентированного в будущее развития».

Выставочный проект Qo'rg'on chiroq объединяет созданные Саодат Исмаиловой за последние пять лет видеоработы. Видеопоэма «Зухра» впервые была показана в павильоне Центральной Азии на 55-й Венецианской биеннале, двухканальное видео «Два горизонта» художница снимала недалеко от Байконура на могиле легендарного тюркского поэта-песенника Коркыта (IX век), который считал, что достигнуть бессмертия можно благодаря левитации. Посвященное вымершим во второй половине XX века туранским тиграм видеопрощание «Заколдованный» Исмаилова создала в содружестве с композитором Камиль Норме, которая пишет музыку для уникального инструмента — стеклянной гармоники. Трехканальная видеоинсталляция «Шепот Окса» повествует о реке Амударье (Окс), воды которой соединяют Памир с Аральским морем, и о людях, рассказывающих древним водам свои сны. Также в рамках проекта состоится премьера новой, посвященной согдийскому языку работы Саодат Исмаиловой «Бессмертные письма». Согдийский язык сегодня считается мертвым (его последние письменные памятники относятся к XI веку), но художница уверена, что язык не может умереть, продолжая жить в подсознании и коллективной памяти.

Над выставкой Qo'rg'on chiroq Саодат Исмаилова работала в сотрудничестве со старшим куратором лондонской галереи Тейт Модерн Андреа Лиссони и архитекторами, сооснователями миланского архитектурного бюро GRACE Екатериной Головатюк и Джакомо Кантони.

Саодат Исмаилова, художник: «Название моей выставки на узбекском языке звучит как “Курган чирок”. Курган — слово, которое не нуждается в переводе на русский и часто ассоциируется у нас с древностью и тайнами предков.Чирок” переводится как “свет”, но одновременно это и название ритуала, который пришел к нам из зороастризма. Совершая ритуалчирок”, мы зажигаем свечи и светильники, символизирующие связь с предками, с праотцами и праматерями, которые живут в коллективной памяти нашего народа. И этот образ света как связи мне очень близок, ведь, с одной стороны, я работаю с темой коллективной памяти, с другой — я видеохудожник и в основе моего искусства лежит тот же свет».

Андреа Лиссони, старший куратор галереи Тейт Модерн: «Впервые оказавшись в Узбекистане около десяти лет назад, я сразу понял, насколько это уникальное и даже драгоценное место. Корни этой страны уходят глубоко в прошлое: древние традиции сплелись здесь с элементами русской культуры и традиционными обычаями народов, которые тысячелетиями населяли бескрайние пустыни и степь. Саодат Исмаилова стала прекрасным культурным посланником этого мира. Работая в Европе, она не только сохраняет свою национальную идентичность, но и помогает развитию региона. Помню, как я познакомился с ней в начале нулевых. Одна из комнат в ее квартире в Тревизо была оформлена как юрта. Меня это очень тронуло. Я увидел самобытного художника, который глубоко чувствует историю, музыку, письменность и другие формы культурной памяти, художника, который постоянно находится в поиске новых историй и идей. Саодат использует преображающую силу искусства, чтобы рассказать прекрасные истории об удивительном регионе, в котором она родилась и выросла».

Спектакль «Qyrq Qyz» создан Международным фондом Aga Khan Trust for Culture (в рамках программы Aga Khan Music Initiative) при участии Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан. В основу постановки, в которой принимал участие композитор Дмитрий Янов-Яновский, Саодат Исмаилова положила каракалпакский эпос, повествующий о героических девах-воительницах, защитницах своего народа. Звуки древних музыкальных инструментов и женский вокал оживляют древнюю легенду. Сценография спектакля, в основу которой легли съемки Саодат Исмаиловой, переносит зрителей в красивейшие места Узбекистана — пески и руины древних городов Каракалпакстана и интерьеры одной из старейших мечетей Ташкента Азизлархон эшон.

Публичная программа Центра современного искусства включает в себя лекции по истории музыки, мастер-классы для детей 5–7 лет, разработанные в партнерстве с московским Музеем современного искусства «Гараж». Также в пространстве Центра пройдет кинофестиваль Garage Screen Film Festival, который откроется лентой «Маурицио Каттелан: ушел, скоро буду» (реж. Мара Аксельрод). Зрителям будут представлены художественные и документальные фильмы, посвященные различным стратегиям взаимодействия с современным искусством и смежными с ним эстетическими практиками, включая ленты «Бедные люди. Кабаковы» (реж. Антон Желнов), «Манифесто» (проект художника Джулиана Розенфельдта, в котором актриса Кейт Бланшетт зачитывает на камеру самые известные художественные манифесты XX века), «Баския: взрыв реальности» (реж. Сара Драйвер), «Кусама. Бесконечные миры» (реж. Хетер Ленц). Кинопрограмму дополнит подготовленная специалистами Центра ретроспектива фильмов узбекского режиссера Али Хамраева. Также в рамках параллельной программы пройдет серия дискуссий, выступлений и публичных обсуждений, в которых примут участие художник Саодат Исмаилова, директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов, старший куратор галереи Тейт Модерн Андреа Лиссони, сооснователь архитектурного бюро GRACE Екатерина Головатюк и другие.

 Дополнительная информация

 О Центре современного искусства

Построенное в индустриальном стиле кирпичное здание, в котором после реконструкции откроется первый в Узбекистане Центр современного искусства, возведено в 1912 году главой строительного ведомства Туркестанского края, архитектором Вильгельмом Гейнцельманом, которому также принадлежат проекты Ташкентского реального училища, дворца Романовых, здания телескопа-рефрактора Ташкентской астрономической обсерватории и др. До революции здесь находилась дизельная электростанция, вырабатывавшая энергию для первой в городе трамвайной ветки. В 2018 году здание, где до недавнего времени располагалось Ташкентское городское предприятие электрических сетей, передано Министерству культуры Республики Узбекистан.

Саодат Исмаилова (р. 1981) — узбекский режиссер и видеохудожник, выпускница факультета режиссуры Государственного института искусств Узбекистана и стипендиат Исследовательского центра Fabrica (Тревизо, Италия). Среди работ Исмаиловой следует выделить представленную в павильоне Центральной Азии на 55-й Венецианской биеннале современного искусства видеопоэму «Зухра», полнометражный фильм «40 дней молчания», премьера которого состоялась на 64-м Берлинском международном кинофестивале, и документальный фильм «Арал. Рыбалка в невидимом море» (совместно с испанским режиссером Карлосом Касасом, 2004). Работы Исмаиловой демонстрировались в Новой галерее Музеев и художественных коллекций Аугсбурга (Германия), в Театре Клода Леви-Стросса при Музее на набережной Бранли (Париж), в Центре современного искусства Тромсе (Норвегия). Международная премьера спектакля «Qyrq Qyz» прошла в Бруклинской музыкальной академии в марте 2018 года.

О Музее современного искусства «Гараж»

Основанный в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем, Музей является первой в России филантропической организацией, направленной на развитие современного искусства и культуры. Обширная программа выставочной, образовательной, научной и издательской деятельности, проводимая «Гаражом», отражает актуальные процессы в русской и международной культуре и открывает возможности для публичного диалога и создания новых произведений. Первого мая 2014 года Центр современной культуры «Гараж» сменил имя на Музей современного искусства «Гараж», что отражает главную цель сооснователей Музея — знакомство широкой публики с произведениями ныне живущих художников и материалами по истории искусства. Двенадцатого июня 2015 года «Гараж» переехал в свое первое постоянное здание на территории Парка Горького, в самом сердце Москвы.

О выставке

Даты проведения: 13 апреля — 1 июня 2019 

Открытие: 12 апреля 2019 года

Место проведения: Центр современного искусства, ул. Амира Тимура, 6, блок Б, Ташкент, Узбекистан

Куратор: Андреа Лиссони

Сокуратор: Гаянэ Умерова

Художник: Саодат Исмаилова

Организатор: Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан

Время работы выставки: ежедневно с 10:00 до 20:00

Вход свободный

О спектакле

Даты показов: 16 и 17 апреля 2019, начало спектаклей в 18:30

Место проведения: Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои, Зарафшанская ул., 28, Ташкент, Узбекистан

Режиссер-постановщик: Саодат Исмаилова

Композитор: Дмитрий Янов-Яновский

Стоимость входного билета: от 30 000 до 80 000 сумов

 

Вход на публичные лекции и детские мастер-классы бесплатный, по предварительной регистрации на сайте Центра современного искусства www.ccat.uz (с 25 марта 2019 года) и по ссылке: https://goo.gl/forms/1rhVO6wg8YoeNzyW2