Ташкент, Узбекистан, 2024 год — 20 апреля 2024 года в Венеции (Италия) откроется 60-я Венецианская биеннале современного искусства. «Чужестранцы повсюду» (Foreigners Everywhere) — тема, заявленная куратором 60-й Венецианской биеннале Адриано Педроса.
В павильоне будет представлена выставка «Не пропусти свой выход» (Don’t Miss the Cue), которая была создана под кураторством Центра современного искусства в Ташкенте. В проекте принимает участие узбекистанская художница Азиза Кадыри, а над созданием экспозиции для павильона вместе с ней работает ташкентская группа художниц Qizlar Collective. Ключевыми экспонатами, представленными в павильоне станут серия вышивок, выполненных вручную мастером сюзане Мадиной Касымбаевой. Центральная работа — театральный занавес, также исполнена Мадиной.
Выставка «Не пропусти свой выход» затрагивает темы принадлежности и идентичности через опыт женщин из Центральной Азии, исследуя, как они ориентируются и переосмысливают себя в процессе миграции.
«Лично для меня совместный аспект творческого процесса – ключевой момент, в котором соединяются голоса женщин, представляющих различные опыты — миграции, трансформации и преодоления. Вместе, мы переосмысляем способы взаимодействия с культурным и историческим наследием, в частности текстилем и костюмом, которые ассоциируются с традиционно “женскими” ремеслами — через синтез искусства и технологий как инструментов для исследования современной узбекистанской идентичности», — Азиза Кадыри, художница.
Концепция выставочного проекта «Не пропусти свой выход» напрямую связана с заявленной темой биеннале. Попадая в павильон, посетители пройдут сложный путь миграции, переосмысляя свой личный опыт в процессе взаимодействия с инсталляциями. Экспозиция создает атмосферу театрального закулисья, вдохновленную Домами культуры, которые были расположены по всей Евразии в начале XX века.
«Участие в работе над Национальным павильоном Узбекистана для меня — огромная честь. Я занимаюсь вышивкой уже 25 лет. За это время с мной сотрудничало более 500 женщин-учениц вышивальщиц. Всю свою жизнь я посвятила понятию «женская коллективность». Вышивание — это труд, который не может быть выполнен в одиночку. Для этого нужна команда, и в нашем случае — женская. Даже в древности, когда каждая девушка вышивала для своего приданного, ей помогали ее родственницы и подруги. Работа мастера — это постоянный поиск. Мы с Азизой Кадыри через вышивку демонстрируем идею женской коллективности. Это очень интересный опыт, который, я уверена, не оставит посетителей павильона равнодушными». — Мадина Касымбаева, мастер по сюзане.
Театральная обстановка оживает благодаря скульптурам, созданным по эскизам традиционных костюмов, и дополняется аудиовизуальными материалами группы художниц Qizlar Collective. Проект акцентирует внимание на историях женщин, коллективных практиках и непростых взаимоотношениях между физическим телом и окружающим его миром.
«Для нас крайне важно раскрыть тему идентичности женщины. Художественные смыслы, заложенные в концепцию проекта, отражаются и в самой экспозиции, и в каталоге, где мы стремимся дать пространство для женских голосов и опытов. Работать вместе над национальным павильоном Узбекистана – удивительный и значимый опыт для всего коллектива», — Анастасия Курылёва, исполнительный директор и координатор Qizlar Collective.
Выставка также исследует взаимодействие технологий и традиций. Характерная для Узбекистана ручная вышивка “сюзане” переосмысляется при помощи технологии искусственного. Узнаваемые паттерны сюзане в обработке искусственного интеллекта полностью утрачивают свой первозданный вид и их фактически невозможно идентифицировать. Это сочетание не только переосмысливает традиционные узоры, но и подчеркивает культурные изменения в современном мире. Благодаря этому посетители смогут глубже понять влияние технологий на культуру и идентичность, пройдя через все инсталляции, в процессе переосмыслив свой личный опыт.
Национальный павильон Узбекистана впервые был представлен на 17-й Венецианской архитектурной биеннале в 2021 году, также Узбекистан принимал участие в 59-й биеннале в 2022 году и в 18-й Архитектурной биеннале в 2023 году. В 2024 году впервые в качестве куратора выступает Центр современного искусства в Ташкенте.
Специальная поддержка: Саида Мирзиёева, помощник Президента Республики Узбекистан
Руководитель проекта: Гаянэ Умерова, председатель Фонда развития искусства и культуры Узбекистана
Куратор: Центр современного искусства в Ташкенте
Художник: Азиза Кадыри
Творческая группа: Qizlar Collective
Контакты для прессы:
Пресс-служба Фонда развития искусства и культуры Узбекистана
press@acdf.uz
Instagram:
acdfuz
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана был основан в 2017 году постановлением Президента Шавката Мирзиёева. Миссия Фонда — интеграция культуры Узбекистана в мировое культурное пространство, развитие возможностей внутри страны посредством создания инклюзивной и доступной среды в культурных учреждениях, реновация музеев, развитие меценатства и формирование кадрового потенциала музеев, театров и других культурных институций. Проекты Фонда охватывают несколько направлений: искусство, литература, театр, музыка, архитектура, хореография, кино. Применяя междисциплинарный подход и объединяя специалистов из разных стран, Фонд способствует развитию культурной дипломатии между странами СНГ, Европы и Азии.
acdf.uz
Центр современного искусства в Ташкенте — это пространство для развития и поддержки современной культуры в Центральной Азии. Здание было построено в 1912 году. До революции в нем располагалась дизельная электростанция, вырабатывающая энергию для первой городской трамвайной линии. Именно здесь началась электрификация Ташкента. Здесь же начнется обновление художественной среды современного Узбекистана. Центр открылся в 2019 году и с тех пор работает в тестовом режиме. В Центре проходили лекции, публичные дискуссии, кинопоказы, мастер-классы для детей и взрослых. Для выступления в Центре были приглашены режиссеры, художники, кураторы, архитекторы, сотрудники музеев и руководители предприятий из Франции, Италии, Германии, Великобритании, Норвегии, Сингапура, США и Узбекистана. В конце 2021 года в Центре открылась выставка итальянского архитектора, искусствоведа, куратора и редактора Джозефа Грима "Dixit Algorizmi", которая была представлена в Национальном павильоне Узбекистана на биеннале в Венеции.
Азиза Кадыри (р. 1994). Мультидисциплинарный художник, специализирующийся на расширенной реальности (AR/VR), живом/цифровом перформансе, экспериментальных костюмах и текстиле. Подход Кадыри основан на слиянии сотрудничества и междисциплинарных методологий, которые способствуют созданию как физических, так и цифровых иммерсивных опытов. Она также интересуется практиками участия местных сообществ. Ее проекты исследуют темы миграции (как добровольной, так и вынужденной), социальной невидимости, идентичности, деколонизации, феминизма и языка.
Qizlar Collective — это самоорганизованный коллектив женщин-активисток, деятелей культуры и искусства из Узбекистана, основанный в 2022 году. Миссия коллектива — объединить молодых женщин из Узбекистана, занятых в нестабильных творческих индустриях, и создать платформу, которая будет отвечать на социальные проблемы узбекского общества и станет результатом творческих поисков коллектива.