На примере изображений и нарративов выбранных исследователями 20 зданий города, выставка исследует ключевые темы, связанные с архитектурной, социальной и культурной историей Ташкента и текущим состоянием памятников культурного наследия. Советский модернизм Ташкента показан как уникальное художественное, культурное и социальное явление, способное адекватно отразить специфический характер «советской модернизации» в Центральной Азии. Проект отражает колониальные, постколониальные и одновременно деколониальные аспекты советского социального и культурного эксперимента. После Второй мировой войны Ташкент был назначен столицей Советского Востока, витриной социализма на Востоке. Уникальность ташкентского модернизма заключается в противоречии между стремлением воплотить социалистический Восток в архитектуре и стремлением к более тонкому осмыслению местной культуры местными и московскими архитекторами.

Выставка Tashkent Modernism.Index состоит из двух переплетающихся частей: фотографий Армина Линке и архивной документациии, раскрывающей исследовательские нарративы и стратегии сохранения памятников модернизма.

Работы Армина Линке поднимают важный вопрос о природе изображений. Сегодня фотография стала не просто отображением действительности, но и самостоятельной, многозначной реальностью. Выставка сохраняет критическое отношение к изображению, рассматривая его как дополнительный слой. Цель выставки — избежать клише, сложившихся за последние 15 лет представления советского модернизма, когда здания модернизма изображались вне контекста и превозносились как останки экзотической, отдаленной и даже умершей культуры. Фотографии Армина Линке нацелены не на увековечение красоты ташкентского модернизма, а на выявление его современной ценности. Аналогично понятию "современности" Агамбена, определяемому как "отношение к (своему) времени, которое придерживается его через смещение и анахронизм", эти здания, возведенные в период с 1960-х по начало 1990-х годов, воспринимаются как мощные метафоры для переосмысления современного Ташкента.

Вторая часть — архив, который включает в себя фрагменты исследовательских материалов, аналитических и процессов сохранения. Исходя из состояния конкретного здания, раскрываются ключевые темы для понимания советского модернизма: отношения между центром и периферией; роль институтов; типологические, технологические и материальные эксперименты; конкуренция между республиками; идеология, ориентализм, трансформации после независимости и современное состояние. Архив также ясно иллюстрирует репертуар стратегий сохранения культурного наследия, которые были разработаны специально для Ташкента.

Первый шаг в реализации усилий по сохранению — это обеспечить защиту выбранных зданий, включив их в национальный список памятников и описав их значение. Аналогично, сохранение и модернизация одного из изученных зданий - бывшего Дома отдыха Республики, который станет зданием Французского культурного центра и Научно-исследовательский центр реставрации объектов культурного наследия и предметов искусства. В ближайшее время Центр перейдет в фазу строительства. Наконец, будет разработан культурный (модернистский) маршрут, связывающий современные здания города, который будет доступен при помощи мобильного приложения.

«Огромные исследовательские и теоретические усилия были решающими для процесса, результат которого мы увидим уже в конце 2023 года в виде пешеходного маршрута через самые важные здания эпохи модернизма. Данная инициатива создана для граждан и гостей Ташкента. В будущем — в зданиях, которые сохраняются, восстанавливаются и получают новую функцию от лучших архитекторов мира.» — Гаяне Умерова, исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства Узбекистана.

«Проект, представленный Фондом развития культуры и искусства Узбекистана (ACDF), Екатериной Головатюк и командой проекта на Triennale Milano, представляет собой уникальное усилие по объединению политических, социальных и эстетических соображений в одном, всестороннем и новом подходе к понятию сохранения. Вместо того чтобы сосредоточиться на отдельных структурах, цель этой впечатляющей работы заключается в установлении новой ценности для архитектуры, которая была чрезвычайно идеологичной в свое время, и в сопротивлении текущей тенденции проецировать упрощенные современные ценности на артефакты из сложного, относительно недавнего прошлого.» — Рем Колхас.

«После десятилетий всемирного пренебрежения сегодня мы понимаем, что модернизм — это не только действительная часть нашей общей истории, предшествующей архитектуре, но также очень важное движение, которое породило множество инновационных идей, зданий и видений для всего города. Модернистская архитектура сегодня признается уникальным художественным, культурным и социальным феноменом, который наиболее точно может раскрыть специфический характер модернизации Советской Центральной Азии. »  — Екатерина Головатюк, архитектор, соучредитель и директор Grace, координатор проекта Modernism XX/XXI.

 

«Современные здания Ташкента до сих пор передают социальную и культурную программу прошлого. Одновременно с этим, они крайне современны. Эти здания очень скульптурные, с довольно сложными поверхностями —  внешними и внутренними оболочками, которые функционируют как сценография для более крупного социального сценария.» — Армин Линке, фотограф и кинорежиссер.

 

Во время проведения выставки Tashkent Modernism. Index состоится публичная программа. Она расширит ключевые темы, затронутые выставкой, через серию бесед и лекций. 19 апреля пройдет публичная дискуссия с участием Гаянэ Умеровой, Рема Колхаса и Жана-Луи Коэна. Модератором выступит  Екатерина Головотюк. Участники дискуссии обсудят ключевые вопросы исследования и возможности по сохранению культурного наследия модернизма.