Ташкент, Узбекистан, 2024 год — в апреле 2024 года состоится открытие выставочного проекта «Узбекистан: Авангард в пустыне».
Выставка «Узбекистан: Авангард в пустыне» представит итальянской и международной публике важную, хотя и малоизвестную главу истории искусства первой половины XX века. Он включает в себя два раздела, которые пройдут на двух площадках: «Форма и символ» в экспозиционном пространстве университета Ка-Фоскари, Венеция и «Свет и цвет» во Дворце Питти, Флоренция. Проект создан при поддержке Фонда развития культуры и искусства Узбекистана, кураторами стали Сильвия Бурини и Джузеппе Барбьери из Центра изучения русского искусства при университете Ка-Фоскари (CSAR). На выставках будут представлены более 172 живописных работ и рисунков, созданных в первой половине XX века, а также предметы национального декоративно-прикладного искусства из собраний Государственного музея искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого и Государственного музея искусств Узбекистана.


Это первый проект такого уровня, подчеркивающий связь между двумя наиболее значимыми музейными коллекциями искусства XX века в Узбекистане. Посетители откроют для себя путь к глубокому пониманию и оценке этого периода. До сих пор художники-модернисты, работавшие в Центральной Азии, рассматривались лишь как периферийные представители русского авангарда; как последователи его лидеров: Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Родченко, Павла Филонова и других всемирно известных мастеров.
Международная публика впервые увидит работы Александра Волкова, Николая Карахана, Надежды Кашиной, Елены Коровай, Михаила Курзина, Виктора Уфимцева, Урала Тансыкбаева, Усто Мумина (Александра Николаева), творчество которых кураторы выставки обозначают термином "avant-garde orientalis". Также впервые будет произведено визуальное сопоставление произведений русского авангарда и «ориентального» авангарда» из музейных собраний ГМИ Узбекистана, Ташкент и ГМИ имени Игоря Савицкого, Нукус, которое продемонстрирует результат плодотворного взаимодействия художников, работавших в начале века в регионе и влияние на них современных тенденций европейской живописи, освоенной через призму художественной и культурной среды на рубеже XIX и XX веков.


«Свет и цвет»
Флорентийский раздел выставочного проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» называется «Свет и цвет» и фокусируется на образе Центральной Азии в искусстве первой половины XX века, начиная с русских ориенталистов, работавших в Туркестане еще до 1917 года, и заканчивая представителями национальной школы живописи, которая сформировалась в Узбекистане в результате межкультурного диалога и обмена.
 
В ходе драматичных исторических процессов первой половины XX века Узбекистан становился местом жизни и работы, а также неиссякаемым источником вдохновения для художников разных национальностей и творческих воззрений. Смена художественных парадигм в регионе в целом соответствовала периодизации советского искусства. Так называемый туркестанский авангард (вместо которого кураторы выставки предлагают более широкий и инклюзивный термин Avanguardia Orientalis), пришедший на смену ориентализму, постепенно и вынужденно уступил место живописи, отвечающей идеологическим установкам социалистического реализма. Тем не менее, живописная культура «света и цвета», необходимая для восприятия и передачи местной природы, архитектуры и повседневной жизни, развивалась и обогащалась за счет различных концепций в искусстве.
 
На выставке «Свет и цвет» представлены живописные работы, демонстрирующие различные подходы к этим темам. Основное внимание уделяется поколению художников Avanguardia Orientalis: Александру Волкову, Николаю Карахану, Надежде Кашиной, Елене Коровай, Михаилу Курзину, Уралу Тансыкбаеву, Оганесу Татевосяну, Усто Мумину (Александру Николаеву), Виктору Уфимцеву. В их работах приемы модернистской живописи вступают в интереснейший диалог с традициями среднеазиатского народного творчества и природным колоритом Узбекистана.


«Форма и символ»
Венецианский раздел проекта называется «Форма и символ». Говоря о форме, кураторы фокусируют внимание на том влиянии, которое оказала на центральноазиатскую живопись коллекция авангарда, отправленная в ташкентский Музей искусств в 1921 году московским Музейным бюро при Отделе изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения. Культурное сообщество, и в первую очередь художники Туркестана получили возможность увидеть работы Кандинского, Клюна, Родченко, Поповой, Розановой, Экстер – авангардистов, которые одними из первых совершили переход к беспредметному искусству и повлияли на становление абстракционизма как всемирного движения в искусстве XX века.   
В экспозиции также будут представлены некоторые из лучших произведений художников "avant-garde orientalis". Кураторы раскрывают экспрессивную эволюцию этого художественного направления. Дополненное предметами национального декоративно-прикладного искусства, выставочное пространство передаст глубину культурно-исторического наследия и продемонстрирует межкультурный диалог между художниками из Узбекистана, Казахстана, России, Армении, большинство из которых получили свое образование за пределами Узбекистана, но нашли свое вдохновение в Центральной Азии.


Проект «Узбекистан: Авангард в Пустыне» дает возможность международной публике познакомиться с фигурой Игоря Савицкого и его вкладом, оказавшим влияние в сохранении и передаче художественного наследия следующим поколениям.
Археолог по образованию, художник и одержимый коллекционер — с конца 1950-х Савицкий собрал тысячи археологических находок и предметов декоративно-прикладного искусства Каракалпакстана, поместив их рядом с тысячами произведений живописи и графики из Узбекистана и Советского Союза в концепции «синтетического музея». Игорь Савицкий регулярно посещал Москву в поисках произведений искусства из мастерских художников, приобретал их у вдов и наследников, уделяя огромное внимание произведениям авангарда начала XX века, но сохраняя при этом в центре своих интересов работы художников, живших и работавших в Узбекистане, куда он сам был эвакуирован в годы Второй мировой войны.


Таким образом, Савицкому удалось собрать и сохранить одну из самых крупных коллекций произведений авангарда с совершенно уникальным фокусом на работах художников из Центральной Азии.


Помимо работ, собранных Савицким, в экспозиции будут представлены архивные фотографии и мультимедийная инсталляция.
Раздел выставки «Узбекистан: Авангард в Пустыне» «Свет и цвет» будет открыта во Флоренции в палаццо Питти с 15 апреля по 29 июля 2024 года
«Форма и символ» будет открыта с 17 апредя по 29 сентября 2024 года в экспозиционном пространстве университета Ка-Фоскари в Венеции.